Инженерная графика

Понятие о базах в машиностроении

Размеры на чертежах наносят с учетом конструктивных особенностей работы детали в изделии, технологии ее изготовления и контроля размеров. Исходя из этих требований выбирают базы, от которых обмеряют деталь при ее изготовлении, а также при контроле и сборке изделия. Базы разделяют на конструкторские, технологические, измерительные и сборочные.

Конструкторской базой (рис. 2.18,а,в,г) называется совокупность поверхностей, линий и точек, определяющих положение детали в механизме, т. е. совокупность элементов, относительно которых ориентируют деталь.

Технологической базой (рис. 2.18,д) называют поверхность, относительно которой ориентируют обрабатываемую поверхность детали при изготовлении.

Измерительной базой (рис. 2.18,б) называется поверхность или сумма поверхностей, от которых отсчитывают размеры при измерении готовых деталей. Измерительной базой может служить и ось вращения или ось симметрии изделия.


Сборочной базой называется совокупность поверхностей, линий и точек, относительно которых ориентируют остальные детали при сборке изделия.

Рис. 2.18

Рассмотрим примеры некоторых конструкторских баз. На рис. 2.18,а конструкторской базой служит плоскость, относительно которой выдерживают размеры, определяющие положение отверстия и глубину паза. На
рис. 2.18,в конструкторскими базами являются линии – оси цилиндров, позволяющие выдерживать размер l, от которого зависит положение сопрягаемых поверхностей А и Б. На рис. 2.18,г конструкторской базой служит ось О.

В учебной практике при выполнении эскизов с натуры чаще всего используют технологические базы, так как положение детали в изделии может быть неизвестно. На рис. 2.18,д при нанесении размеров втулки в качестве основной технологической базы принят левый торец А детали. Размеры нанесены так, что, пользуясь ими, легко изготовить деталь. Кроме основной базы А, использованы также вспомогательные базы Б, В и Г, позволяющие наиболее просто и точно проконтролировать размеры, заданные на чертеже.

Относительно основной базы А ориентированы размеры n, n1, l, l1, а относительно вспомогательной базы В – размеры l2 и k. Обрабатывая внешнюю поверхность детали, ее протачивают вначале по диаметру d1 на длину l1, затем – по диаметру d2 на длину l2. Проточку шириной k выполняют резцом, у которого режущая кромка имеет ширину k. При обработке внутренней поверхности детали вначале просверливают сквозное отверстие диаметром d7. Затем с одной стороны деталь растачивают по диаметру d4 на длину n и по диаметру d3 на длину n1. Резцом выполняют проточку шириной m по диаметру d5. Другую сторону детали растачивают внутри по диаметру d8 на длину n2. Размер n2 ориентирован относительно вспомогательной базы Г. Последней операцией уточняют общую длину детали l и снимают фаски c x 45˚ и c1 x 45˚.

Для удобства чтения чертежа размеры, относящиеся к внешней поверхности детали, рекомендуется наносить со стороны вида, а относящиеся к внутренним поверхностям – со стороны разреза.

На рис. 2.19 две плоскости и ось, условно отмеченные зачерненными треугольниками, - конструкторские базы. Но на этой детали имеются поверхности, образованные без удаления слоя материала (в данном случае литьем), и поверхности, образованные путем удаления слоя материала (в данном случае точением, строганием и сверлением). Поэтому на детали имеется еще одна вспомогательная конструкторская база (литейная), используемая для изготовления литейной модели и приемки (контроля) отливки.

Размеры, определяющие литейную форму детали (отливки), наносят от необрабатываемых поверхностей – технологических (литейных) баз, от которых при обработке будут контролировать расстояния до конструкторских баз (размеры k и f на рис. 2.19) и проверять размеры на отливке. При этом указывают не более одного размера по каждому координатному направлению, связывающему механически обрабатываемые поверхности с поверхностями, не подвергаемыми механической обработке. Шероховатость поверхностей на чертеже в этом случае обязательно указывается.


Рис. 2.19

Машиностроительное черчение, начертательная геометрия, инженерная графика