Романская и готическая архитектура Архитектура ренессанса Нотер-Дам-де-Пари Архитектура Италии Русское деревянное зодчество Русское барокко Судьба советской архитектуры Возникновение граффити

История искусства Романская и готическая архитектура

Правитель Афин Перикл.

Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства приходится на “эпоху Перикла” – с 450 г. до н. э. по 410 г. до н. э.

Архитектура того времени выступала как свидетельство победы разумной человеческой воли над природой. Так, на крутом мысе Суний в 40 км от Афин, на далеко выдвинутой в море самой восточной точке Аттики был сооружен храм бога морей Послейдона.

Во времена Перикла впервые широко была применена правильная (регулярная) планировка городов по единому продуманному замыслу. Так была распланирована военная и торговая гавань Афин – Пирей.

В Пирее мощеные улицы одинаковой ширины; под прямым углом их пересекают поперечные, более короткие и узкие улицы. Работы по планированию были проведены архитектором Гипподамом из Милета в 446 г. до н. э.

При планировке учитывался характер рельефа местности, а также направление ветров. Определялись места основных общественных зданий.

Но самым главным сооружением эпохи Перикла был новый ансамбль Акрополя, который был разрушен во время персидского нашествия: остатки старых зданий и разбитые статуи были употреблены теперь на выравнивание поверхности холма Акрополя. Основные сооружения Акрополя были воздвинуты в 449 – 421 г. до н. э. и только Эрехтейон закончили строить в 406 г. до н. э.

Триумфальные арки

Если для Греции главным типом архитектурного сооружения был храм, то в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а позже императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, дворцы и вилы, инженерные сооружения.

Арка императора Тита

Возвдвинута в 81 году в ознаменование о взятии Иерусалима. Является одним из лучших образцов римской классической архитектуры императорского времени.

Ширина пролета – 5,33 м

Высота – 15,4 м.

Арка украшена колоннами с композитными капителями (по 4 колонны с каждой стороны). Колонны несут раскрепованный антаблемент, над ним – высокий строгий аттик с посвятительной надписью. Все сооружение было задумано как своеобразный постамент статуи императора Тита на квадриге. Арка Тита отличается от арок эпохи Августа большей монументальностью м пластическим богатством. Контрасты освещенных и затененных, выступающих и углубленных частей входят в художественный замысел памятника.

Арка императора Константина

В начале IV века, в 315 году, была сооружена арка Константина. Это трехпролетная арка, украшенная по обеим сторонам 4 коринфскими колоннами, несущими раскрепованный антаблемент; над колоннами поставлены статуи пленников. Арка завершается аттиком с надписью и рельефами. Все сооружение почти сплошь покрыто рельефами. Значительная часть их перенесена с более ранних памятников (финуры пленников и ряд рельефов, вероятно, сняты с арки Траяна). Возможно, арка Константина является переделкой более ранней арки, чем объясняются ее строгие пропорции.

Пантеон – храм всех Богов

В эпоху Адриана (117 – 138гг.) был построен (на месте сгоревшего Пантеона Агриппы) Пантеон – храм всех богов (около 125 г.), один из замечательнейших памятников архитектуры.

Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки. Само назначение его предопределило поиски особенно монументального архитектурного образа. Пантеон представляет собой громадную ротонду, увенчанную грандиозным куполом. Наружний вид храма отличается подчеркнутой простотой. Большую часть окружности ротонды составляет глухая стена: только входная сторона, отмеченная мощным портиком, как бы предвещает всю значительность архитектурного образа храмового интерьера, воспринимаемого с особенной остротой по контрасту со сдержанностью архитектурных форм наружного облика здания. Вошедший ы храм зритель оказывается внутри грандиозного подкупольного пространства. Гигантские размеры сооружения (высота храма – 42,7 м, внутренний диаметр купола – 43,5 м) в соединении с гармоническими пропорциями и благородной красотой архитектурных форм создают впечатление исключительной силы. В пантеоне юлагодаря тому, что купол опирается непосредственно на стены, огромное по объему внутреннее пространство храма, не нарушаемое никакими дополнительными опорами, приобретает исключительное единство и целостность, а центрическая форма ротонды и полусферическое перекрытие придают ему черты гармонической завершенности. При этом внутреннее пространство храма не изолировано от внешнего мира: сквозь большое (диаметром в 9 м) круглое отверстие в центре купола – единственный источник освещения храма – видно голубое небо.

Пантеон построен из кирпича и бетона. Стены стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен – 6,2 м. Внутри стен имеются пустоты для облегчения их веса. Для прочности стен и правильного распределения сил тяжести и распора применена строго продуманная система больших и малых кирпичных арок и поперечных перемычек, придающих жесткость стенам. Самый купол по конструкции подобен стене и сложен из горизонтальных слоев бетона, прослоенного большими двухфутовыми кирпичами. Опорная стена и нижняя часть купола пронизаны пустотами и снабжены кирпичными арками, которые образуют целую систему и позволяют равномерно загрузить опорные части.


Машиностроительное черчение