Романская и готическая архитектура Архитектура ренессанса Нотер-Дам-де-Пари Архитектура Италии Русское деревянное зодчество Русское барокко Судьба советской архитектуры Возникновение граффити

История искусства Романская и готическая архитектура

Колизей

Амулет “Вечного города”.

Если все дороги, как известно, ведут в Рим, то маршруты “Вечного города” сходятся именно в этом месте. Величественный Колизей на протяжении не одной сотни лет не только визитная карточка и главная достопримечательность, но еще и охранный амулет Рима. Эту миссию Колизею пророчествовал еще в VII веке один монах-британец, сформулировав изречение, ставшее крылатым: “Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир”. Колизей, хоть и не раз был под угрозой гибели, все же выстоял, и, пройдя через вековые испытания, стоит до сих пор. А рассказы о его истории, произнесенные гидами на разных языках мира, звучат сегодня эхом среди каменных стен, трибун и многочисленных арок…

Строительство

Время начала строительства Колизея нельзя назвать удачным ни для самого Рима, ни для империи в целом. Тремя годами ранее, в 68 н.э. году, был свергнут император Нерон, вскоре покончивший с собой. В борьбе за трон победил Веспасиан из рода Флавиев, в 69 н.э. году он стал новым римским императором и, будучи человеком деятельным, сразу приступил к восстановлению города. Местом для постройки главной римской арены было выбрано дно искусственного озера, вырытого еще по приказу Нерона для украшения своей резиденции, знаменитого Domus Aurea – “Золотого Дома”. Предание гласит, что римляне строительством Колизея были очень довольны, поскольку роскошного дома тирана, как впрочем, и самого Нерона, они не особо любили.

К сожалению, история не донесла до нас имя архитектора, спроектировавшего этот грандиозный памятник античного Рима. Как известно, при его возведении использовали труд рабов, однако инженерное совершенство здания и качество постройки говорят о том, что привлекали и квалифицированных специалистов.

Начатое Веспасианом строительство продолжалось почти 10 лет, и было завершено уже при его старшем сыне римском императоре Тите в 80 году н.э.

Торжества по случаю открытия главной римской арены продолжались безостановочно 100 дней. За это время друг друга растерзали и перерезали 2000 гладиаторов и 5 000 диких зверей.

Устройство

В центре Колизея находилась арена, окружённая террасой, где располагались ложи императора, видных сенаторов, судей и пап. Император со своим приближением имел отдельный вход. Остальные зрительные места были разделены на три яруса:

нижний ярус – знатные вельможи и богатые коммерсанты,

второй – для свободных граждан Рима среднего сословия,

последний – для простого люда.

На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота Classis Miseniensis. Что они там делали? Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого здесь была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управления парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Под ареной находились специальные проходы, которые использовались при проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. В Колизее существовало два специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили помилованные гладиаторы, через другой выносили мёртвых.

Четыре основных входа в Колизей позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Общая средняя вместимость Колизея составляла около 50 тысяч человек, но могло войти до 68 тысяч. Но нужно также заметить, что туалетов там не было, нетрудно представить, какие последствия из этого вытекали...

Предназначение

“Хлеба и зрелищ!” - скандировала толпа. “Хлеба и зрелищ!” – такова была и политика правящей части римского общества. Патриции понимали: чтобы удержать в повиновении народ, нужно, во-первых, чтобы люди были сыты (или, хотя бы, не слишком голодны), а во-вторых, постоянно запудривать мозги доверчивым гражданам всевозможными кровавыми зрелищами. Посему за вход в Колизей – главную арену Рима, плата не взималась, к тому перед входом бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба.

На арене Колизея можно было увидеть бои гладиаторов (обычно это были специально подготовленные рабы), охоту на хищных зверей, привозимых из далеких стран, морские бои - навмахии, для проведения которых арена заливалась водой. Считается, также, что Колизей был местом мученичества первых христиан.

Кроме того, здесь проходили конные состязания, спортивные соревнования и нечто похожее на современные концерты. Организация подобных зрелищ являлась одной из негласных обязанностей правящего класса и была верным способом завоевать любовь народа. Как дело государственной важности, связанное к тому же с большими расходами, проведение игр регулировало множество законов.

Колизей использовали по прямому назначению в течение четырех с половиной веков, и за это время его неоднократно достраивали, частично перестраивали и ремонтировали, не меняя общей конструкции. В 217 году верхние ярусы сгорели в результате пожара, вызванного ударом молнии, но их восстановили. В 248 году в Амфитеатре торжественно отпраздновали тысячелетие Рима.

Последний бой гладиаторов состоялся в 404 году, а в 405 подобные зрелища запретили как противоречащие духу христианства, которое к тому времени стало господствующей религией. По ряду свидетельств, в середине V века Колизей еще сохранял первоначальный вид, но уже спустя 50 лет был сильно разрушен, возможно, в результате землетрясения. Звериные травли устраивали в Колизее еще больше века - последнюю провели в 523 году, уже после падения Римского государства. Еще некоторое время Амфитеатр изредка использовали как арену, но к VIII – IX веку его полностью забросили.


Машиностроительное черчение