Романская и готическая архитектура Архитектура ренессанса Нотер-Дам-де-Пари Архитектура Италии Русское деревянное зодчество Русское барокко Судьба советской архитектуры Возникновение граффити

История искусства Романская и готическая архитектура

Архитектурные обломы (мулюры, элементы профилей)

В деталях все части ордера обрабатываются небольшими формами, получившими название мулюров или обломов, иначе говоря элементов ппрофилей. Почти все элементы обрабатываются рельефным орнаментом. Все обломы делятся на прямолинейные и криволинейные.

Криволинейными бывают простые профили (описанные из одного центра) и сложные (имеющие 2 и более центра).

К прямолинейным относятся:

полка

полочка

плинт

Они отличаются только размерами.

К криволинейным простым относятся:

вал

валик

прямой четвертной вал

обратный четвертной вал

прямая выкружка

обратная выкружка

К криволинейным сложным относятся прямой и обратный каблучок.

Прямой каблучок:

Обратный каблучок:

Прямой гусек:

Обратный гусек:

Скоция (кривая второго порядка) имеет вид:

Если в римских ордерах профили подчиняются законам геометрии и составляют части окружности, то в греческой архитектуре обломы представляют собой кривые второго порядка (эллипсы, параболы). Греческие ордера прорисовываются от руки. Зодчие эпохи возрождения разработали каноны 5-ти ордеров:

тосканского;

дорического;

ионического;

корифимского;

сложного (композиционный).

Витрувий – зодчий, живущий во второй половине I века н. э. Он сравнивал дорический ордер с мужской фигурой, а ионический, задрапированный в более богатые одежды с женской фигурой. Все размеры ордеров определяются с помощью модуля. За модуль принят нижний радиус колонны. Модуль в простых ордерах (тасканском и дорическом) делятся на 12 частей, а в сложном (ионический, корифимский, композиционный) – на 18 частей. Эти части называются партами.

Романская архитектура

Романские храмы поражают мощью. В них нет ничего неясного. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, и строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания. Например, ковер из собора в Байе (XI в). Он изображает завоевание Англии норманнами. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией.

Центральный неф отличался большими размерами. Храм был очень светлым (источник света – окна). Боковые нефы также хорошо освещались. Интерьер подчеркивал значимость центрального нефа. Части собора заполнялись согласно иерархии: за трансептом – духовенство, далее – привилегированная часть общества, остальные – в боковых нефах.

 К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088 – 1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112 – 1132) – по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120 – 1150) – в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины; в Германии – собор в Борисе (1181 – 1234), собор в Шпейере (1030 – 1092 – 1106). Скульптура была связана с архитектурой. Самостоятельности она не имела. Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) также прежде всего внушают страх и трепет. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130 – 1140) в Отене. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу – черти, влекущие грешников. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков.

 Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь телесность. Он находится в вечной борьбе сам с собой. В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж. В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра – книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись. К сожалению, она почти не сохранилась. Она носила главным образом назидательный характер и была теснейшим образом связана с зодчеством: играла важную роль в организации интерьера собора. Сюжеты романской монументальной живописи были библейские.


Машиностроительное черчение