Романская и готическая архитектура Архитектура ренессанса Нотер-Дам-де-Пари Архитектура Италии Русское деревянное зодчество Русское барокко Судьба советской архитектуры Возникновение граффити

История искусства Романская и готическая архитектура

Основные материалы и конструкции русского деревянного зодчества

Естественными строительными материалами на Руси, как уже говорилось, издавна служили дерево и глина. И того, и другого было в изобилии. И то, и другое начали использовать в хозяйстве довольно рано. Но если кирпичи из глины появляются лишь к середине X века, то дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам народа, вырабатывались в течение тысячелетий в деревянном зодчестве.

Сосновый лес на сухой возвышенности – бор. И сама сосна в бору – конда. Это самое лучшее дерево для всякого строительства – и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго – 350 лет и более.

Конструкции русского деревянного зодчества

Из-за особой традиционности деревянного зодчества его конструктивные приемы подвергались сравнительно малым изменениям. Дошедшие до нас памятники архитектуры в основном восходят к XVII в. и позднее, только единичные постройки датируются концом XV – XVI в. Однако данные письменных источников и археологии позволяют заключить, что почти все встречающиеся в них типы конструкций были выработаны намного раньше. Поэтому для деревянных сооружений конструктивные приемы в гораздо меньшей степени служат датирующим признаком, чем для сооружений каменных. Исключение составляют городские и усадебные постройки XVIII – XIX вв., формы которых подражают формам каменной архитектуры, а в известной мере – и сельские постройки второй половины XIX в. В них в той или иной мере воплотились существенные конструктивные новшества.

Фундаменты. Судя по данным археологии, в ранний период (XII в.) иногда практиковалось устройство каменного основания под деревянные стены. Однако у сохранившихся относительно ранних зданий фундаменты отсутствуют, и стены поставлены либо непосредственно на грунт, либо на положенные под углы сруба валуны, либо на деревянные стулья — короткие бревна, вертикально врытые в землю. Каменные фундаменты и цоколи, имеющиеся у ряда памятников деревянного зодчества, не изначальны, а появились лишь в результате позднейших ремонтов в XIX – начале XX вв. В основном же применение фундаментов и каменных цоколей характерно для городских и усадебных деревянных построек XVIII – XIX вв., имитирующих формы каменной архитектуры, а также для домов зажиточных крестьян, начиная со второй половины XIX в.

Стены. В ранний период (XI – XV вв.) стены важнейших культовых и оборонительных деревянных сооружений рубились из дуба, жилых – из хвойных пород. Также из хвойных пород выполнены стены дошедших до нашего времени построек. Для наиболее значительных зданий применялась лиственница, мало подверженная гниению, но чаще всего в строительстве использовалась сосна, реже ель.

Основной, абсолютно преобладающий тип конструкции стен – сруб, состоящий из горизонтально положенных друг на друга бревен, соединенных врубками на углах. Бревна в срубе, как правило, по длине не стыковались, поэтому размеры сруба ограничивались длиной бревна, которая обычно не превышала 6 – 8 м. У больших храмов бревна намного длиннее. Не только врубки, но и торцы бревен обтесывались топором. Существовали два основных типа рубки угла: “в обло” (“с остатком”, т.е. с выступающими концами) и “в лапу” (без выступающих концов). При рубке “в обло” в бревне выбирали, обычно сверху, полукруглую «чашу» на половину его толщины (рис. 1).


Рис. 1. Типы конструкция стен в памятниках деревянного зодчества Типы рубки угла:

1 – “в обло”;

2 – “в лапу”;

3 – “в реж”;

4 – обработка угла сруба “в лас”;

5 – стена из бревен, забранных в столбы;

6 – конструкция стены из вертикальных бревен; типы обшивок:

7 – “в ножевку”;

8 – в шпунт

При рубке “в лапу” конец бревна обтесывался и сверху и снизу, при этом к внешнему краю он несколько расширялся, образуя своего рода замок (см. рис. 1,2). Рубка “в обло” решительно преобладала, особенно в ранний период. Для плотного соединения двух сопрягающихся по высоте бревен в одном из них по длине вырубался сплошной паз. Как правило, в дошедших до нас зданиях паз выбран с нижней стороны бревна, что препятствует затеканию в шов дождевой воды. Изредка в ранних постройках встречается паз, выбранный сверху (Лазаревская часовня Муромского монастыря: принятая еще недавно очень ранняя датировка этого сооружения концом XIV в. в настоящее время поставлена под сомнение). Иногда остаток бывает срублен “в разнопаз”, т.е. необтесанные круглые бревна чередуются с бревнами, в которых паз выбран с двух сторон. В отапливаемых постройках во избежание продувания горизонтальные щели в более раннее время конопатились мхом, позднее – паклей. Внутренняя поверхность бревенчатых стен в более или менее парадных помещениях обтесывалась “в лас”, образуя ровную вертикальную плоскость со скруглением во внутренних углах (см. рис1, 4). Для отдельных частей сооружения, где не требовалось создания непроницаемой бревенчатой стенки, применялась рубка «в реж», при которой между горизонтальными бревнами оставались небольшие прозоры; в этом случае, естественно, паз по длине бревна не выбирали (см. рис1, 3)


Машиностроительное черчение