Романская и готическая архитектура Архитектура ренессанса Нотер-Дам-де-Пари Архитектура Италии Русское деревянное зодчество Русское барокко Судьба советской архитектуры Возникновение граффити

История искусства Романская и готическая архитектура

Для сложных по форме кровель безгвоздевая система была непригодна. Свес тесовой кровли в этом случае делался из прибитого гвоздями “красного” теса, концы которого для лучшего стекания с них воды вытесывались в форме пик (см. рис. 2, 15). Для большего выноса кровли верх сруба под ней делался в виде своеобразного карнизного расширения – “повала” (см. рис. 2, 12). Повал чаще всего поддерживал не основную кровлю, а ее нижнюю пологую часть – полицу. Помимо полицы тесом крылись высокие скатные кровли, шатры и иногда криволинейные кровли типа бочки. В этом последнем случае кровля могла выполняться двояко: либо из коротких тесин, либо, что встречается чаще, из досок, положенных поперек ската внахлест, обычно с вытесыванием вдоль нижней кромки городчатого узора.

Для покрытия криволинейных поверхностей чаще применялся лемех – короткие и тонкие досочки. Под лемеховое покрытие обычно подкладывалась береста. Лемех для бочек и глав вытесывался криволинейным, как бы изогнутым. При этом учитывалось его будущее расположение на кровле, и слои подбирались таким образом, чтобы потоки дождевой воды не затекали «навстречу» слою. Судя по археологическим находкам, в свое время был широко распространен дубовый лемех с заостренным нижним концом, однако в сохранившихся сооружениях абсолютно преобладает осиновый, иногда сосновый лемех с городчатым рисунком. Заостренные лемешины встречаются Лишь у нижнего отлива “юбки” церковных глав. У некоторых сооружений XVIII в. применен лемех со скругленным концом.

При покрытии глав размер лемеха не рассчитывался для каждого ряда, как это следовало бы из идеальной геометрической схемы. Обычно в этом случае лемех заготовлялся одного-двух, самое большее трех размеров, и перекрытие швов в каждом последующем ряду осуществлялось неполностью, при этом использовались более свободная расстановка лемешин в широкой части главы и небольшая его подтеска в узкой части. Лемехом иногда крылись и прямые скаты главным образом шатровых покрытий. В этом случае лемех вытесывался прямым.

В городском строительстве XVIII в. наблюдается ряд новшеств в устройстве кровель. Очень широкое распространение получают вальмовые кровли, требующие для своего устройства не самцово-слеговой, а стропильной системы. Деревянные кровли в XVIII в. применяются еще очень широко, в том числе и в городах, но характер тесового покрытия меняется. С введением в обиход продольной пилы тес становится тонким, вместо обработки его верхней поверхности в виде желоба его “дорожат” – выбирают специальным инструментом узкие канавки, по которым лучше стекает вода (см. рис. 2, 14). В гражданских постройках свес теса обычно делается гладким, без “пик”. Есть много сведений о покраске тесовых кровель главным образом в красный цвет (“черлень”). Помимо теса в XVIII – XIX вв. очень распространены кровельные покрытия из дранки или гонта – очень узких прямых колотых или строганых дощечек, обычно имеющих на одной из продольных сторон узкую щель, в которую вставляется край соседней дощечки. В сельских постройках кровли крылись соломой, “долгой дранью” (длиной до 5 м), лубом, тростником. С XVIII в. все чаще в деревянных зданиях применяется металлическое кровельное покрытие.

Отношение русских мер к метрическим

1) Меры веса (массы).
(Ст. 1 и 2 и примечание к ст. 14 Положения о мерах и весах 1899г.)
(С точностью до стомиллионных частей показанных величин)

РУССКИЕ МЕРЫ

МЕТРИЧЕСКИЕ МЕРЫ.

1 пуд или 40 фунтов или 3840 золотников

=

16,380496 килограммам

ОДИН ФУНТ или 32 лота или 96 золотников

= {

0,40951241 килограммам
409,51241 граммам

1 лот или 3 золотника

=

12,797263 граммам

1 золотник или 96 долей

=

4,2657543 граммам

1 доля или 0,00010850694 фунта

=

44,434940 миллиграммам

МЕТРИЧЕСКИЕ МЕРЫ

=

РУССКИЕ МЕРЫ

1 тонна (метрическая) или 100 килограмм

=

61,048211 пудам

ОДИН КИЛОГРАММ или 1000 грамм

= {

0,061048211 пуда
2,4419284 фунтам

1 грамм или 10 дециграмм. или 1000 миллиграммов

=

0,23442513 золотника

1 дециграмм или 10 сантиграмм

=

2,2504812 долям.

1 сантиграмм. или 10 миллиграмм

=

0,22504812 доли

1 миллиграмм. или 0,000001 килограмма

=

0,022504812 доли

2) Меры линейные (погонные)
Ст. 3 и 4 и примечание к ст.14 П оложения о мерах и весах 1899г.)
(С точностью до миллионных частей показанных величин)

РУССКИЕ МЕРЫ

МЕТРИЧЕСКИЕ МЕРЫ

1 верста или 500 сажен

=

1,06680 километрам

1 сажень или 3 аршина или 7 футов

=

2,13360 метрам

ОДИН АРШИН или 16 вершков или 28 дюймов

= {

0,711200 метрам
71,1200 сантиметрам
711,200 миллиметрам.

1 вершок или 17,5 линий

=

44,4500 миллиметрам

1 фут или 12 дюйм , или 6,85714 вершка

=

304,800 миллиметрам

1 дюйм или 10 линий

=

25,4000 миллиметрам

1 линия или 10 точек

=

2,54000 миллиметрам

1 точка или 0,000833333 фута

=

0,254000 миллиметрам

МЕТРИЧЕСКИЕ МЕРЫ

=

РУССКИЕ МЕРЫ

1 километр или 1000 метров

=

0,937383 версты

ОДИН МЕТР или 100 сантиметров

= {

0,468691 сажени.
1,40607 аршинам
22,4972 вершкам
3,28084 футам
39,3701 дюймам

1 дециметр или 10 сантиметров

=

3.93701 дюймам

1 сантиметр или 10 миллиметров

=

0.393701 дюйма

1 миллиметр или 1000 микронов

=

0,393701 линии

1 микрон или 0,000001 метра

=

0,00393701 точки

Технико-экономические показатели

Для анализа экономичности проектного решения необходимо подсчитать К1 и К2.

К1 – показатель целесообразности планировки жилого дома.

К1 подсчитывается для каждого типа квартиры и по дому в целом.

Жилую площадь определяют как сумму площадей жилых комнат без учета площади встроенных шкафов.

Подсобную площадь определяют как сумму всех остальных вспомогательных площадей квартиры.

Полезная площадь является суммой площадей всех жилых и подсобных помещений, включая встроенные шкафы.

Площадь лестничных клеток, входных клеток в полезную площадь не включается.

Объемный коэффициент К2 – показатель эффективности использования объема здания. К2 – один из существенных критериев экономичности проектов жилых зданий.

.


Машиностроительное черчение