Геометрическое черчение Проекционное черчение Изучение резьбовых соединений Соединение деталей Эскизы и рабочие чертежи деталей Сборочный чертеж изделия Детелирование сборочного чертежа Графический редактор КОМПАС

Машиностроительное черчение Практические занятия

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ШПОНОЧНОГО И ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ

ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Шлицевое соединение представляет собой многошпоночное соединение, в котором шпонка выполнена заодно с валом и расположена параллельно его оси. Зубчатые соединения, как и шпоночные, используются для передачи крутящего момента, а также в конструкциях, требующих перемещения деталей вдоль оси вала, например в коробках скоростей.

Шлицевые соединения, как и шпоночные, предназначены для передачи крутящих моментов в соединениях шкивов, муфт, зубчатых колес и других деталей с валами.

 В отличие от шпоночных соединений, шлицевые соединения, кроме передачи крутящих моментов, осуществляют еще и центрирование сопрягаемых деталей. Шлицевые соединения могут передавать большие крутящие моменты, чем шпоночные, и имеют меньшие перекосы и смещения пазов и зубьев.

Достоинства шлицевых соединений

Шлицевых соединений по сравнению со шпоночными соединениями:

1) лучшее центрирование деталей на валу;

2) уменьшение числа деталей соединения;

3) при одинаковых габаритах передают больший вращающий момент за счет большей поверхности контакта;

4) высокая надежность при динамических и реверсивных нагрузках;

5) меньшее ослабление вала (расчет на прочность ведется по внутреннему диаметру).

Недостатки шлицевых соединений

1) сложная технология;

2) повышенная точность изготовления;

3) высокая стоимость.

 В зависимости от профиля зубьев шлицевые соединения делят на соединения с прямобочным, эвольвентным и треугольным профилем зубьев.

Соединения шлицевые прямобочные. Основные параметры

Шлицевые соединения с прямобочным профилем зубьев применяются для создания подвижных и неподвижных соединений.

К основным параметрам относятся:

* D – наружный диаметр;

* d – внутренний диаметр;

* b – ширина зуба.

 По ГОСТ 1139-80 в зависимости от передаваемого крутящего момента установлены номинальные размеры и число зубьев легкой, средней и тяжелой серий шлицевых соединений общего назначения с прямобочным профилем шлицов, параллельных оси.

 В шлицевых прямобочных соединениях применяют три способа относительного центрирования вала и втулки: а) – по наружному диаметру (D), б) – по внутреннему диаметру (d) и в) – по боковым поверхностям (рисунок 8).

http://vtk34.narod.ru/detalimashin_lek/img/11.049..JPG

Рисунок 8 – Виды центрирования шлицевых прямобочных соединений

 Пример условного обозначения шлицевого соединения с центрированием по наружному диаметру D показан на рисунке 9.

Рисунок 9 – Пример условного обозначения шлицевого соединения

 Соединения шлицевые эвольвентные. Основные параметры

 Шлицевые соединения с эвольвентным профилем зуба имеют то же назначение, что и прямобочные, но обладают рядом преимуществ (для обработки всех типоразмеров валов с определенным модулем имеется только одна червяная фреза), большей прочностью и др.

 Шлицевые соединения с эвольвентным профилем зубьев применяются для подвижных или неподвижных соединений. Пример подвижного шлицевого соединения приведен на рисунок 10.

Рисунок 10

К основным параметрам относятся:

D – диаметр делительной окружности зубьев (номинальный диаметр соединения);

m – модуль зубьев ;

z – число зубьев;

α = 200, остальные параметры вычисляются по зависимостям ГОСТ 6033-80

http://www.ngeom.ru/Image/Graf/pic2-2-33.gif

Рисунок 11

http://vtk34.narod.ru/detalimashin_lek/img/11.050..JPG

Рисунок 12

http://www.ngeom.ru/Image/Graf/pic2-2-34.gif

Рисунок 13

Благодаря большому числу выступов на валу зубчатое соединение может передавать большие мощности по сравнению со шпоночным соединением и обеспечивать лучшую центровку вала и колеса.

Еще раз обращаем внимание, что по форме поперечного сечения зубья (шлицы) бывают прямобочные, эвольвентные и треугольные (рисунок 8).

ГОСТ 2.409—74 устанавливает условные изображения зубчатых валов, отверстий и их соединений.

Окружности и образующие поверхности выступов (зубьев) валов и отверстий показывают на всем протяжении основными линиями (рисунок 13). Окружности и образующие поверхностей впадин показывают сплошными тонкими линиями, а на продольных разрезах — сплошными основными линиями.

При изображении зубчатых соединений и их деталей, имеющих эвольветный или треугольный профиль, делительные окружности и образующие делительных поверхностей показывают штрих-пунктирной тонкой линией (рисунок 14)

http://www.ngeom.ru/Image/Graf/pic2-2-35.gif

Рисунок 14

На плоскости, перпендикулярной оси зубчатого вала или отверстия, показывают профиль одного зуба (выступа) и двух впадин, а фаски на конце шлицевого вала и в отверстии не показывают (рисунок 13б).

Границу зубчатой поверхности вала, а также границу между зубьями полного профиля и сбегом показывают сплошной тонкой линией (рисунок 14).

На продольных разрезах зубья условно совмещают с плоскостью чертежа и показывают нерассеченными, а в соединениях в отверстии показывают только ту часть выступов, которая не закрыта валом (рисунок 14).

Условное обозначение шлицевого вала или отверстия по соответствующему стандарту помещается в таблице параметров для изготовления и контроля элементов соединения. Условное обозначение соединения допускается указывать на чертеже с обязательной ссылкой на стандарт на полке-выноске, проведенной от наружного диаметра вала (рисунок 14).


Машиностроительное черчение Практические занятия