Геометрическое черчение Проекционное черчение Изучение резьбовых соединений Соединение деталей Эскизы и рабочие чертежи деталей Сборочный чертеж изделия Детелирование сборочного чертежа Графический редактор КОМПАС

Машиностроительное черчение Практические занятия

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

ИЗУЧЕНИЕ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Формы гаек

     Наибольшее распространение получили шестигранные гайки (рис. 11а,б). При частом завинчивании и отвинчивании и больших силах затяжки используют высокие гайки, при необходимости эко­номии места - гайки с уменьшенным размером под ключ (см. рис. 11а). Гайки, подлежащие стопорению с помощью шплинтов, выполняют прорезными (на рисунке не показаны) или корончатыми (см. рис. 11в). Круглые гайки со шлицами (см. рис. 11г) исполь­зуют преимущественно для валов. При относительно малых (для данного номинального диаметра) осевых нагрузках используют гай­ки с отверстиями на торцовой поверхности (см. рис. 11д). Гайки, предназначенные для небольшой затяжки и частого отвинчивания без ключа, выполняют с накаткой иди в виде барашков (см. рис. 11е).

Определить натуральную длину отрезка АВ(А1В1; А2В2) и углы его наклона к плоскостям проекций 

В протоколе отчета студент должен записать наименование наиболее распространенных форм гаек и условия их применения.

     Способы стопорения

Несмотря на то, что вое крепежные резьбы самотормозящиеся, в большинстве резьбовых соединений предусматривают стопорение крепежных деталей от самопроизвольного отвинчивания при пере­менной и ударной нагрузке из-за снижения коэффициента трения в резьбе и на торце гайка (винта) при вибрациях. Все способы стопорения можно подразделить на три группы:

а) стопорение дополнительным трением;

б) стопорение дополнительными деталями;

в) стопорение наглухо.

 2p013.gif (23862 bytes)

    Стопорение дополнительным трением (рис. 12). Основано на создании сил трения, сохраняющихся при снятии о винта осевой нагрузки. При стопорении контргайкой (рис. 12а) сохранение сия трения обеспечивается взаимной затяжкой гаек. Его недостаток - необходимость увеличения длины болта и двойной расход гаек. В настоящее время широкое распространение получили пру хинные шайбы (рис. 12б) и шайбы с зубьями (рис. 12в), обеспечивающие сохранение сил трения благодаря упругости шайбы и врезанию острых ее кромок в торец гайки и плоскость детали. Распространены самоконтрящиеся гайки с радиальным натягом резьбы, осуществляемым за счет пластического обжатия (после нарезания резьбы) верхней части гайки на эллипс (рис. 12г). Самоконтрящимися являются гайки с завалыцованным пластмассовым стопорным кольцом (рис. 12д). Резьба в кольце гайки образуется при навинчивания на винт. Возможно применение винта с пластмассовой проб­кой, вставленной в отверстие винта (рис. 12е). Две последние конструкции сохраняют стопорение после значительного числа сборок и разборок. Наконец, в последнее время все шире начинают применять стопорение винтов, шпилек и гаек за счет постановки их с использованием пасты “Герметик", создающей стопорящий эффект за счет вязкости. Преимуществом стопорения с помощью дополнительного трения является возможность фиксирования крепежных деталей в любом угловом положении.

В протоколе отчета студент должен перечислить наиболее распространенные способы стопорения дополнительным трением и изобразить эскизы соединений (по указанию преподавателя).

Дополнительные детали. Используют для стопорения (рис. 13). К ним относятся: а - шплинты; б - всевозможные шайбы (с лапкой);

в - многолапчатая шайба; г - шайба для двух винтов; д, е - фигурные накладки и проволока. Недостатком этого способа стопорения является ступенчатое регулирование силы затяжки.

В протоколе отчета студент должен перечислить дополнитель­ные детали, используемые для стопорения» и вычертить эскизы соединений (по указанию преподавателя). Также необходимо ознакомиться со стопорением деталей, выполненных в металле. Вид собранного учебного комплекта представлен на рис. 14.

Способы стопорения наглухо (рис. 15) подразделяет на стопорение сваркой (рис. 15а) и стопорение пластическим деформированием (рис. 15б,в). Оба способа достаточно надежны, но при их демонтаже необходимо разрушение крепежных деталей.

В протоколе отчета студент должен перечислить способы стопорения наглухо.

 

2p016-1.gif (12518 bytes)


Машиностроительное черчение Практические занятия