Курсовая работа Геометрическое черчение Проекционное черчение Изучение резьбовых соединений Соединение деталей Эскизы и рабочие чертежи деталей Техническая механика

Курс лекций Инженерная графика Детали машин и основы конструирования

Порядок проектного расчёта плоскоременной передачи

Выбирают тип ремня.

Определяют диаметр малого шкива D1=(110…130)(N/n)1/3, где N–мощность, КВТ, n–частота вращения, об/мин, подбирают ближайший по ГОСТ 17383-73.

Выбирают межосевое расстояние, подходящее для конструкции машины 2(D1+D2) ≤a≤15м. 

Проверяют угол обхвата на малом шкиве: α1=180о-57о(D2-D1)/a, рекомендуется [α1]≥150о, при необходимости на ведомой нити ремня применяют натяжной ролик, который позволяет даже при малых межосевых расстояниях получить угол обхвата более 180о. Угол обхвата можно измерить по вычерченной в масштабе схеме передачи.

По передаваемой мощности N и скорости v ремня определяют ширину b≥N/(vz[p]) и площадь ремня F≥N/(v[k]), где [p] –допускаемая нагрузка на 1мм ширины прокладки, [k] – допускаемая нагрузка на единицу площади сечения ремня.

Подбирают требуемый ремень по ГОСТ 101-54; 6982-54; 18679-73; 6982-75; 23831-79; ОСТ 17-969-84.

Проверяют ресурс передачи N=3600vzшT.

Вычисляют силы, действующие на валы передачи FR= Focos(β/2).

Порядок проектного расчёта клиноременной передачи

Выбирают по ГОСТ 1284-68;1284.1-80; 5813-76; РТМ 51015-70 профиль ремня. Большие размеры в таблицах соответствуют тихоходным, а меньшие – быстроходным передачам.

Определяют диаметр малого шкива.

Выбирают межосевое расстояние, подходящее для конструкции машины 0,55(DM+Dб)+h ≤ a ≤ 2(D1+D2), где h – высота сечения ремня.

Находят длину ремня и округляют её до ближайшего стандартного значения.

Проверяют частоту пробегов ремня и если она выше допустимой, то увеличивают диаметры шкивов или длину ремня.

Окончательно уточняют межосевое расстояние.

Определяют угол обхвата на малом шкиве α1 = 180о-57о(D2-D1)/a, рекомендуется [α1] ≥ 120о.

По тяговой способности определяют число ремней.

При необходимости проверяют ресурс.

Вычисляют силы, действующие на валы передачи.

Шкивы плоскоременных передач имеют: обод, несущий ремень, ступицу, сажаемую на вал и спицы или диск, соединяющий обод и ступицу.

Шкивы обычно изготавливают чугунными литыми, стальными, сварными или сборными, литыми из лёгких сплавов и пластмасс. Диаметры шкивов определяют из расчёта ременной передачи, а потом округляют до ближайшего значения из ряда R40 (ГОСТ 17383-73*). Ширину шкива выбирают в зависимости от ширины ремня [32].

Во избежание сползания ремня их рабочие поверхности делают выпуклыми. Шероховатость RZ £ 10 мкм. 


Чугунные шкивы применяют при скоростях до 30 ÷ 45 м/с. Шкивы малых диаметров до 350 мм имеют сплошные диски, шкивы больших диаметров – ступицы эллиптического переменного сечения. Стальные сварные шкивы применяют при скоростях 60 ÷ 80 м/с. Шкивы из лёгких сплавов перспективны для быстроходных передач до 100м/с.

Плоские ремни должны обеспечивать:

прочность при переменных напряжениях;

износостойкость;

высокое трение со шкивами;

малую изгибную жёсткость.

Этим условиям удовлетворяют высококачественная кожа и синтетические материалы (резина), армированные белтинговым тканевым (ГОСТ 6982-54), полимерным (капрон, полиамид С-6, каучук СКН-40, латекс) или металлическим кордом. Применяются прорезиненные тканевые ремни (ГОСТ 101-54), слоистые нарезные ремни с резиновыми прослойками, послойно и спирально завёрнутые ремни. В сырых помещениях и агрессивных средах применяют ремни с резиновыми прокладками [32].

Ремни выпускают конечными и поставляют в рулонах.

Соединение концов ремней оказывает большое влияние на работу передачи, особенно при больших скоростях. Выбирая тип соединения следует учитывать рекомендации специальной литературы. Самый совершенный способ соединения – склеивание, которое производят для однородных ремней по косому срезу (а), для слоёных по ступенчатой поверхности (б). Надёжным способом считают сшивку встык жильными струнами (в,г). Из механических соединений лучшими являются проволочные спирали, которые продеваются в отверстия и после прессования обжимают концы ремней (д).

У шкивов клиноременных передач рабочей поверхностью являются боковые стороны клиновых канавок. Диаметр, по которому определяют расчётную длину ремня, называют расчётным диаметром, по ГОСТ 20898-75 он обозначается dp. По этому же ГОСТу для правильного контакта ремня со шкивом угол канавки назначают в зависимости от диаметра шкива.

Клиноременные шкивы выполняют из тех же материалов, что и плоскоременные. Известны сборные шкивы из стальных тарелок.

Быстроходные шкивы требуют балансировки.

Материалы клиновых ремней в основном те же, что и для плоских. Выполняются прорезиненные ремни с тканевой обёрткой для большего трения, кордотканевые (многослойный корд) и кордошнуровые ремни (шнур, намотанный по винтовой линии), ремни с несущим слоем из двух канатиков. Иногда для уменьшения изгибных напряжений применяют гофры на внутренней и наружных поверхностях ремня. Клиновые ремни выпускают бесконечными (кольца). Угол клина ремня 40о.

Натяжение ремня существенно влияет на долговечность, тяговую способность и к.п.д. передачи. Чем выше предварительное натяжение ремня Fo , тем больше тяговая способность и к.п.д., но меньше долговечность ремня. Натяжение ремня в передачах осуществляется:

® Устройствами периодического действия, где ремень натягивается винтами. Ремень периодически подтягивается по мере вытяжки. Требуется систематическое наблюдение за передачей, иначе возможно буксование и быстрый износ ремня.

® Устройствами постоянного действия, где натяжение создаётся грузом, весом двигателя или пружиной. Часто натяжение происходит за счёт массы двигателя на качающейся плите. К таким устройствам относятся натяжные ролики. Натяжение ремня автоматически поддерживается постоянным.

® Устройствами, автоматически регулирующими натяжение в зависимости от нагрузки с использованием сил и моментов, действующих в передаче. Шкив 1 установлен на качающемся рычаге, который также является осью ведомого колеса зубчатой передачи. Натяжение ремня 2Fo равно окружной силе на шестерне и пропорционально передаваемому моменту.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

За счёт каких сил передают движение фрикционные передачи ?

Каковы достоинства и недостатки фрикционных передач ?

Каковы основные виды поломок фрикционных передач ?

Какие материалы применяются для фрикционных передач ?

Какой деталью выделяются ременные передачи среди фрикционных ?

Какие силы действуют в ремне ?

Какие нагрузки действуют на опоры валов колёс ременной передачи ?

Как соединяются концы ремня ?

Какие существуют способы поддержания натяжения ремней ?

Сборочным чертежом называют конструкторский документ, содержащий изображение сборочной единицы, состоящей из двух и более деталей и другие данные, необходимые для её сборки (изготовления) и контроля. Сборочный чертёж должен давать полное представление о назначении данной сборочной единицы: о том, какие детали и в каком количестве в неё входят, о взаимном расположении всех деталей и способе их соединения между собой; об относительном движении или взаимодействии отдельных деталей; о последовательности сборки.

Чтобы правильно прочитать сборочный чертёж, необходимо учитывать следующие особенности его оформления. При выполнении сборочных чертежей действует большинство правил, установленных для чертежей деталей: так же в проекционной связи располагаются изображения для выявления формы изделий, применяются виды, сечения, разрезы; таково же назначение и начертание линий чертежа; такие же размеры форматов и т.п.

Разрезы и сечения на сборочных чертежах служат для выявления внутреннего устройства сборочной единицы и взаимосвязи, входящих в неё деталей. Разрез на сборочном чертеже представляет собой совокупность разрезов отдельных деталей; входящих в сборочную единицу, изображённую на чертеже При штриховке каждой детали, входящей в сборочную единицу, соблюдают следующее правило: сечения двух соприкасающихся металлических деталей заштриховывают в разные стороны. На сборочных чертежах применяют упрощённое изображение резьбовых соединений, крепёжных деталей, пружин, зубчатых колёс и другие.

Винты, болты, крепёжные гайки и шайбы, заклёпки, шпонки, не пустотелые валы и шпиндели, шатуны, рукоятки показывают на сборочных чертежах не рассеченными, если разрез оказывается продольным.

При простановке размеров учитывают, что по сборочному чертежу детали не изготавливают, а только собирают изображённое на нём изделие, поэтому нет никакой необходимости в простановке размеров деталей. Проставляют только основные размеры, такие как: габаритные размеры изделия; расстояния между центрами крепёжных отверстий; эксплуатационные, установочные и присоединительные размеры (все они справочные), прочие размеры, необходимые для сборки.

На сборочных чертежах все составные части сборочной единицы нумеруют. Номера позиций указывают на полках линий-выносок, проводимых от изображений составных частей, Номера позиций наносят на чертеже, как правило, на основных видах один раз, всегда располагают параллельно основной надписи чертежа вне контура изображения и группируют в колонку или строчку.

Спецификацию - (список всех составных частей сборочной единицы и документов, на основании которых должны эти части изготавливаться, налаживаться, проверяться) помещают на отдельных листах формата А4. Спецификация определяет состав сборочной единицы, она необходима для планирования и запуска изделий в производство.


На главную