Курсовая работа Геометрическое черчение Проекционное черчение Изучение резьбовых соединений Соединение деталей Эскизы и рабочие чертежи деталей Техническая механика

Курс лекций Инженерная графика Детали машин и основы конструирования

ПЛАНЕТАРНЫЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

Планетарными называют передачи, колеса которых движутся подобно планетам солнечной системы (рис. 5.1): центральные колеса вращаются только вокруг своей оси (называемой центральной), а сателлиты 2, входящие в зацепление с центральными колесами, вращаются вокруг осей центральной и своей. Оси сателлитов закреплены на водиле, вращающемся относительно центральной оси.

В передаче по рис. 5.1 колесо 3 закреплено в корпусе, колесо 1 — ведущее, ведомое звено — водило Н. В некоторых случаях неподвижным делают центральное колесо 1 (см. схему 2 табл. 5.1). Если неподвижным сделать водило, то оси сателлитов станут неподвижными и планетарная передача превратится в простую соосную передачу с паразитными колесами. Передача по рис. 5.2 имеет две степени свободы: она может иметь два ведущих звена и одно ведомое (рис. 5.3) или одно ведущее и два ведомых (рис. 5.4). Передачи по рис. 5.4 применяют для привода двух соосных ведомых звеньев, например винтов самолетов. На рис. 5.5 приведены кинематические схемы замкнутых дифференциалов с одной степенью свободы, в них простая зубчатая передача соединяет центральные колеса или одно из них с воднлом. Основная планетарная передача показана жирными линиями, замыкающая — тонкими. Внутренние силы. Метод сечения Лекции по сопромату, теория, практика, задачи

Рис. 5.1. Кинематическая схема планетарной передачи с одной степенью свободы

Рис. 5.2. Кинема гичсская схема планетарной дифференциальной нерелачи

Рис. 5.3. Кинематическая схема планетарной дифференциальной передачи с двумя ведущими звеньями (1 и 4)

5.1. Кинематические схемы наиболее распространенных планетарных передач и их основные параметры

схемы

Кинематическая схема передачи

Передаточное отношение и eго рациональные пределы. Частота вращения сателлита относительно водила

КПД и го ориентировочные предельные значения

1.

2.

3.

4.

5.

 П р и м е ч а н и я : В приведенных формулах верхний индекс, стоящий в скобках при i, n, h и y, обозначает неподвижное звено. Перый нижний индекс обозначает ведущее звено, второй – ведомое.

 2. Ориентирововчное значение коэффициента потерь в одной паре зубчатых колес y(Н) = 0,025.

Рис. 5.4. Кинематическая схема планетарной дифференциальной передачи с двумя ведомыми звеньями (3 и Н)

Рис. 5.5. Кинематические схемы планетарных замкнутых дифференциальных передач. Замыкающая передача соединяет:

а – колеса 1 и 3; б – колесо 3 и водило Н; в – колесо 1 и водило Н

В табл. 5.1 приведены кинематические схемы и формулы для определения основных параметров планетарных передач. Наиболее распространена передача, показанная на схеме 1. По сравнению с другими она имеет малые габариты, большую нагрузочную способность и высокий КПД.

Передачу по схеме 2 применяют обычно в комбинации с передачами простой зубчатой и по схеме 1 в приводах повышенной надежности (см. рис. 5.3).

Передачи по схеме 3 характеризуются большими передаточными отношениями, но имеют низкий КПД и малую нагрузочную способность (они однопоточные). Их применяют в приводах с малыми нагрузками или кратковременного включения.

Передачи по схеме 4 применяют как дифференциальные (с ведущим водилом и ведомыми центральными колесами 1 и 3) в ведущих мостах транспортных машин, в дифференциальных механизмах приборов (с ведущими центральными колесами 1 и 3, а водилом — ведомым) и как редукторную (с одной степенью свободы).

Передачи по схеме 5 имеют диапазон передаточных отношений, как и передачи по схеме 3, но более высокий КПД и большую нагрузочную способность (благодаря многопоточности). Технологичеки сложны вследствие наличия блока сателлитов 2 - 2¢. Применяют в кинематических и силовых приводах.

Все планетарные передачи в поперечном сечении круглые, поэтому их удобно стыковать с фланцевыми электродвигателями в одну сборочную единицу – мотор-редуктор. Планетарные мотор-редукторы делают в двух исполнениях: на лапах (рис. 5.6.) и на опорном фланце (рис. 5.7.). В приложении приведены параметры планатарных редукторов и мотор-редукторов общего применения.

 

Рис. 5.6. Чертеж мотор-редуктора в исполнении «на лапах»

Рис. 5.7. Чертеж мотора-редуктора в исполнении «на опорном фланце»

Независимо от принятого масштаба, на рабочих чертежах деталей проставляются только действительные размеры.

Размеры сопряжённых элементов детали должны быть снабжены допусками и посадками. Должны быть также проставлены допуски на линейные размеры, расстояния между отверстиями и т. п. Исключение составляют размеры, определяющие зоны различной степени чистоты обработки одной и той же поверхности, зоны термообработки, отделки, размеры неответственных фасок и радиусов скруглений и т. п., которые могут проставляться без допусков.

П p и м e ч а н и я. 1. Допускается не проставлять непосредственно у размеров, а оговаривать соответствующей общей надписью на свободном поле чертежа отдельные, имеющие широкое применение категории допусков, например: допуски на свободные размеры, допуски на размеры литых необработанных элементов детали и др. При этом ссылки на заводские или ведомственные нормали не допускаются.

2. Свободными называются размеры, не входящие в размерные цепи и не влияющие непосредственно на характер соединения деталей (фиг. 444).

Если в деталях, изготовляемых из листового, катаного, калиброванного или других разновидностей стандартных профилей материала, отдельные части не подвергаются обработке, то размеры, как правило, проставляются без допусков.

В отдельных случаях, когда конструктивные условия требуют простановки этих допусков, такие размеры проставляются с теми допусками, которые установлены соответствующими стандартами или техническими условиями на применяемые профили материалов.

Если потребная точность или другие эксплоатационные качества соединения достигаются подбором, пригонкой и т. п., то необходимо в чертежах давать указания относительно характера сопряжений, метода их обеспечения и способа контроля.

При нанесении знаков чистоты обработки по ГОСТ 2789-45 не следует указывать повышенной чистоты обработки, где это не требуется, чтобы не удорожать изготовление детали.

Если поверхности детали должны быть обработаны одинаково, то на чертеже пишется: кругом с указанием степени чистоты обработки условными знаками (фиг. 447).

 При вычерчивании нужно показать разрезы детали, если в этом есть необходимость, а в некоторых случаях и сечения отдельных мест. Они внесут ясность в очертания детали (фиг. 465 и 467).

 

На чертеже каждой детали записывают также важнейшие технические условия, которым должна удовлетворять деталь после обработки, например, указывается твёрдость после закалки или величина нагрузки при испытании (для пружин) и т. д. (фиг. 456 и 458).

При вычерчивании стандартных деталей, например болтов, гаек, шарикоподшипников и т. п., следует придерживаться соответствующих ГОСТ.


На главную